Пяташ Светлана Ивановна,
учитель первой квалификационной категории МБОУ ООШ №44
Лата Валентина Николаевна,
учитель первой квалификационной категории МБОУ ООШ №46
Аннотация. В статье рассматривается кейс-метод как эффективный и интересный подход к обучению; он позволяет адаптировать систему образования к требованиям современного мира; кейс-метод предполагает разбор актуальных задач, которые необходимо выявить и предложить пути их решения; вработе представлен алгоритм урока иностранного языка с использованием кейс-метода.
Ключевые слова: обучение, иностранный язык, кейс-метод, адаптация, развитие критического мышления, навыки командной работы, развитие речевой деятельности.
Система образования постоянно адаптируется к потребностям меняющегося мира. Из-за этого традиционная академическая модель обучения больше не соответствует современным требованиям. Чтобы сделать обучение более интересным и эффективным, учителя в школах всё чаще используют интерактивные методы проведения уроков. Одна из самых популярных и всемирно признанных методик — это кейс-метод. В этой статье мы рассмотрим его подробнее.
Принято считать, что кейс-метод возник в 1920-х гг. в Гарвардской бизнес-школе. Преподавателям школы стало понятно, что использование учебных пособий в классическом их понимании не эффективно при подготовке кадров для бизнеса. Из-за этого возникла необходимость в методе, способном подготовить студентов к реальным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рабочем месте. При этом ВНС, канд. тех. наук С. Ю. Грузкова говорит о том, что массовое распространение этот метод приобрёл в 70-e гг. прошлого века в связи с потребностью в специалистах, способных принимать быстрые решения в нетипичных ситуациях. В то же время этот метод стал известен и в СССР. Как отмечает С. Ю. Грузкова, «метод казусов», который является аналогом кейс-метода, появился в СССР ещё в 1920-х гг. Однако он был встречен неоднозначно, и в результате его почти полностью вытеснили из отечественной практики вплоть до 1990-х гг. [1, c. 24]. Сейчас в России кейс-метод широко применяется не только при обучении специальностям, связанным с бизнесом, но и в медицине, инженерии, туризме и сфере информационных технологий.
Кейс-метод предполагает получение обучающимися кейса — актуальной задачи, которую необходимо решить. Первоначально в качестве задач выступали реальные случаи, происходившие с различными компаниями, позже кейсы начали придумывать, лишь опираясь на реальный опыт. Решение задачи может происходить как в группах, так и в личном порядке с последующей презентацией результатов. Некоторые кейсы предполагают исключительно обсуждение и правильную постановку проблемы, а не её решение. Решение кейсов помогает развить критическое мышление, навыки командной работы, умение выступать перед аудиторией и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, как упоминалось выше, работа с кейсами готовит к решению реальных проблем, с которыми можно столкнуться на рабочем месте.
При использовании кейс-метода в обучении наиболее важным является правильный подбор кейсов, которые ученики должны будут решить. Важно, чтобы кейс не имел единственного правильного решения, а давал возможность выбрать наиболее оптимальный из различных вариантов. Сами кейсы бывают невероятно разнообразны, существуют различные их классификации.
Ст. преп. М. М. Османов выделяет следующие виды классификаций. По уровню сложности кейсы можно разделить на учебные, прикладные и иллюстративные. По наличию сюжета кейсы бывают с сюжетом и без него. С точки зрения целей выделяют кейсы для анализа, оценки проблемы, её иллюстрации или поиска решения. По количеству субъектов различают кейсы с одним героем, группой героев и несколькими группами героев, которые взаимодействуют между собой. По объёму информации кейсы бывают мини-кейсами (до трёх страниц), средними кейсами (до двенадцати страниц) и полноформатными кейсами (более двадцати страниц). Наконец, по виду представления кейсы делятся на электронные, аудио-, видео- и текстовые [3].
В свою очередь, студент СПбПУ Д. В. Воронов говорит о том, что внедрение кейс-метода в старших классах может повысить количество подготовленных молодых кадров, работающих по специальности. Он предлагает проводить турниры по кейсам, в которых команды участников будут соревноваться в выполнении кейсов различной сложности [1, c. 58]. Такая концепция в нашей стране уже развивается, но подходит далеко не для всех предметов. Применение кейсов возможно только в случае с прикладными дисциплинами. Также их используют для изучения иностранных языков. В таком случае акцент делается не на решении проблемы, а на тренировке навыков речи. Использование кейсов при изучении иностранного языка обладает следующими преимуществами.
Во-первых, в процессе обучения акцент смещается с получения готовых знаний из учебников на их поиск и обработку, что позволяет ученикам самостоятельно разбираться в теме и улучшать свои умения. Во-вторых, для эффективного изучения языка становится важным не только общение с преподавателем, но и с другими учениками. И это способствует развитию разговорных навыков. В-третьих, благодаря разнообразию возможных заданий, этот метод можно применять с группами учеников разного уровня владения языком. Также, когда ученики представляют свои решения, они учатся выступать перед аудиторией и отвечать на вопросы слушателей на иностранном языке.
Важной особенностью кейс-метода является и его разноплановость, так как помимо говорения он может развивать аудирование (аудио- и видеокейсы), чтение (кейсы в текстовом формате) и письмо (кейсы, предполагающие разработку брошюры, меню, написание заметки в газете и т. п.).
В зависимости от специфики подготовленного учителем кейса, алгоритм проведения урока может отличаться. Урок может проходить в формате дискуссии, в которой каждый ученик сможет предложить своё решение проблемы, командной работы, где для решения поставленной задачи необходимо работать сообща.
Мы можем предложить близкий к универсальному алгоритм проведения урока иностранного языка с кейсом:
- До урока учитель должен подготовить кейс. На уроке иностранного языка важна не столько проблематика кейса, сколько лексика, которую обучающиеся должны будут изучить для успешного его выполнения. Сложность кейса также может различаться в зависимости от знаний и навыков учеников, но объём должен быть небольшим, чтобы ученики успели изучить и обсудить задачу за урок.
- Урок должен начинаться с разбиения на группы и ознакомления учащихся с кейсом.
- После этого в каждой группе ученики должны приступить к обсуждению способов решения поставленной задачи и прийти к тому, каким образом они её решат. Время, необходимое на этот шаг, может различаться в зависимости от количества учеников и сложности задачи
- Затем ученикам необходимо выступить перед классом. В выступлении каждая группа должна представить своё решение поставленной задачи. На этом этапе важно задавать вопросы ученикам, чтобы проверить их готовность поддерживать диалог.
- В случае, если для выполнения кейса недостаточно урока, его выполнение может частично или полностью быть задано на дом. В таком случае презентации работ необходимо будет посвятить отдельный урок, а сами работы должны носить характер создания чего-либо — плаката, путеводителя или меню для ресторана.
На протяжении урока учитель должен наблюдать за тем, как ученики общаются друг с другом и решают поставленную перед ними задачу, на основании чего и оценивать их.
Таким образом, кейс-метод — один из лучших интерактивных методов для обучению иностранным языкам учеников старшей школы. В данной статье мы рассмотрели его историю, плюсы использования, а также предложили алгоритм урока с кейсом.
Литература
- Воронов, Д.В. Кейс-метод: преимущества внедрения в старших классах [Текст] / Д.В. Воронов и др. // Санкт-Петербургский образовательный вестник, № 9-10 (25-26), 2018, с. 57-60.
- Грузкова, С.Ю. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании [Текст] / С.Ю. Грузкова и др. // Russian Journal of Education and Psychology, № 6 (26), 2013, с. 24-37.
- Османов, М.М. Классификация кейс методов, используемых в высшем образовании [Текст] / М.М. Османов // Проблемы современного педагогического образования, № 70-4, 2021, с. 270-272.
Для цитирования: Пяташ, С.И. Кейс-метод в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс] / C.И. Пяташ, В.Н. Лата // Научно-методический онлайн-вестник «Эксцельсиор!». DOI: 10.61726/6426.2024.53.10.001