Статьи

Об авторском пособии «Использование STEM как современной образовательной технологии в работе педагога ДОУ»

2024-07-31 19:25

Колесник Юлия Евгеньевна,

воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ д/с №35

Шапарь Елена Валерьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ д/с №35


Аннотация. Работа рассказывает о пособии, подготовленном авторами и включающем методические рекомендации по использованию STEM как современной образовательной технологии в ДОУ. Указанные методические рекомендации предназначены для воспитателей детских образовательных организаций. Они призваны помочь с применением в работе воспитателя технологии STEM. Работа показывает, как на основе STEM-технологии и с использованием разработанного авторами пособия могут достигаться различные образовательные задачи в ДОУ.

Ключевые слова: STEM, дошкольное образование, интеграция, наука, технологии, инженерия, математика, креативное мышление.

STEM — это аббревиатура, которая включает такие компоненты, как «наука» (Science), «технологии» (Technology), «инженерия» (Engineering) и «математика» (Mathematics). STEM-технология ставит своей целью интеграцию этих четырех направлений с целью дать воспитанникам навыки креативного мышления, решения проблем, аналитические и логические навыки, а также развивать их интерес к науке и технике.

Опубликовать свою статью


Актуальность использования STEM в детских дошкольных учреждениях связана с рядом преимуществ, которые дает данная технология при пропедевтическом ее применении, в их числе:
  • развитие критического мышления: STEM-технология способствует развитию умения самостоятельно мыслить, анализировать и решать проблемы;
  • развитие навыков творчества и инноваций: дети развивают креативные способности и умение создавать новые решения и продукты;
  • пропедевтическая подготовка к выбору профессиональной деятельности;
  • интерактивное обучение: использование STEM-подхода способствует интерактивному обучению, что помогает детям лучше усваивать материал;
  • развитие умений работы в команде: многие задания по STEM требуют совместной работы, что помогает развивать навыки сотрудничества;
  • подготовка к цифровой эпохе: STEM-технология включает изучение технологий и формирование цифровых навыков, что актуально для современного мира;
  • стимулирование интереса к науке и технике: STEM-подход может привить детям интерес к наукам и технологиям, что стимулирует дальнейшее обучение.

Таким образом, STEM способствует разностороннему развитию детей и подготовке их к сложным вызовам современного мира. Однако эффективное внедрение STEM-технологии в детские дошкольные учреждения требует соответствующей методической и организационной подготовки, использования специальных программ и материалов, а также создания подходящей предметно-развивающей среды. Указанные аспекты освещаются в разработанных нами методических рекомендациях, что делает последние значимыми и актуальными.

Краткую историческую справку по данному вопросу стоит начать с того, что первые шаги к STEM-образованию в ДОУ были сделаны в середине 20 века, когда появились первые программы по научно-исследовательской деятельности для школьников, направленные на развитие интереса к науке и технике. В 1960 годах в США начали разрабатываться специальные образовательные программы, объединяющие науку, технологию, инженерию и математику уже для детей дошкольного возраста. В это время акцент делался на интеграции STEM-дисциплин в учебные планы, проведении научно-практических экспериментов и активных занятий с дошколятами. Появляется термин «ранний STEM».

В 1990 годы развитие информационных технологий и цифровых навыков простимулировало внедрение STEM-технологии в ДОУ по всему миру, большое внимание уделялось изучению программирования, робототехники и дигитализации образования. В 2000 годы STEM-подход в детских садах становится все более популярным, что оказало положительное влияние на развитие детей и их подготовку к цифровой эпохе.

В 2010 годах по достоинству технологию STEM оценили работники ДОУ в России, и сегодня технология активно развивается усилиями специалистов отечественного дошкольного образования.

Источником практического опыта послужила работа авторов в МАДОУ д/с №35 МО Славянский район, где были апробированы и отработаны подходы по использованию STEM в работе педагога ДОУ. Мы обнаружили, что использование STEM превращает занятие в детском саду из обычной учебной деятельности в увлекательное мероприятие, которое стимулирует активность детей, их взаимодействие и общение друг с другом, а также помогает им накапливать информацию о научном познании мира и приобретать определенные знания, умения и навыки. В описываемом пособии мы делимся своим опытом, представляя его в виде значимых методических рекомендаций.

Значимость описываемого пособия определяется тем моментом, что включенные в него методические рекомендации окажут помощь воспитателям в организации работы по технологии STEM. Наши советы помогут воспитателям детских садов более эффективно использовать STEM в своей работе. Разработка вооружает педагогов рекомендациями по подготовке STEM-занятий.

Отметим, что опыт нашей работы прошел публичную защиту в рамках регионального научно-методического семинара «Педагогические технологии: опыт практической реализации» (филиал КубГУ в г. Славянске-на-Кубани), где нами были представлены доклады, затрагивающие в том числе вопрос использования STEM для инклюзивного образования в ДОУ и как инструмента мотивации и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Цель предлагаемых нами методических рекомендаций — дать педагогам знания по использованию STEM в ДОУ, научить их использовать STEM для решения различных образовательных задач.

Описываемые методические рекомендации позволят педагогу в ДОУ решить следующие задачи:
- образовательные задачи:
  • развитие научного мышления: STEM-технология способствует развитию у детей способности анализировать, сравнивать, делать выводы и выводить общие законы из конкретных данных. Получая знания через самостоятельные наблюдения и эксперименты, дети учатся критически мыслить и делать собственные выводы;
  • подготовка к цифровой грамотности: STEM-технологии включают в себя использование цифровых технологий и компьютерных программ. Работа с различными цифровыми инструментами обучает детей основам информатики и повышает их цифровую грамотность;
  • развитие навыков решения проблем: STEM-технологии ставят перед детьми задачи, требующие поиска нестандартных решений. Это развивает у детей творческое мышление, умение преодолевать трудности и находить пути к решению сложных задач;
- развивающие задачи:
  • развитие навыков коллективной работы: в рамках STEM-проектов дети учатся работать в команде, обсуждать идеи, принимать коллективные решения и распределять обязанности между участниками проекта;
  • совершенствование навыков технического творчества: STEM-технологии включают в себя создание различных конструкций, лего-роботов, механизмов и т. д. Работа с материалами и инструментами развивает у детей моторику, умение работать с различными материалами и инструментами;
- воспитательные задачи:
  • формирование устойчивого интереса к науке и технике: STEM-технологии позволяют детям самостоятельно исследовать мир вокруг себя, поощряют их любознательность и интерес к научным знаниям;
  • воспитание у детей уверенности в своих силах: работа над STEM-проектами помогает детям осознать свои способности, повышает их самооценку и уверенность в собственных силах.

Также разработанные нами методические рекомендации позволят педагогу в ДОУ решить задачи образовательных областей в их интеграции:
  • «Познавательное развитие»: формирование умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • «Физическое развитие»: развивать общую моторику в отдельных операциях по работе с конструкторами и инструментами; сохранять осанку в различных видах деятельности;
  • «Речевое развитие»: развитие связной речи, обогащение словарного запаса, развитие звуковой культуры речи;
  • «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и позитивное отношение к окружающим; развивать желание помогать друг другу;
  • «Формирование предпосылок учебной деятельности»: формирование умений контролировать и оценивать свои действия.

Материалы и оборудование:
  1. Конструкторы: различные строительные наборы и конструкторы (например, LEGO, кубики) помогают детям развивать пространственное мышление, логическое мышление, творческие способности и техническое творчество.
  2. Электроника: наборы для создания электронных устройств 5+ (к примеру, «Соберем фонарик») позволяют детям познакомиться с основами электроники.
  3. Наборы для неопасных химических экспериментов: материалы для проведения химических опытов (неядовитые реактивы, колбы, пробирки) помогают детям познакомиться с основами химии, проводить эксперименты и наблюдать занимательные химические реакции.
  4. Инструменты и материалы для механики и робототехники: различные инструменты (например, винты, гайки, электродвигатели) и материалы (дерево, пластик, металл) помогают детям создавать различные механические устройства, роботов и механизмы.
  5. Компьютеры и программное обеспечение: доступ к компьютерам с установленным специализированным программным обеспечением для работы с STEM-проектами (например, программы для детского программирования, такие как «Панда» — https://panda.blockly.ru) позволит детям осваивать цифровые навыки.
  6. Лабораторное оборудование: для проведения более «сложных» научных экспериментов могут понадобиться лабораторные приборы (микроскопы, термометры, весы и др.), которые помогут детям погружаться в мир науки.
  7. Разнообразные материалы для творчества: бумага, карандаши, краски, клей, проволока, ткани и другие материалы позволят детям творчески подходить к решению задач и созданию своих проектов.

Описание ожидаемого результата. Педагог сможет организовать свою деятельность на основе технологии STEM.

Заказать рецензию на методическую разработку


Использование STEM-технологий в детском образовательном учреждении позволит ребенку расширить свой кругозор и познакомиться с фундаментальными областями знания, такими как наука, техника, инженерия и математика. Каждый ребенок получит возможность развивать свои умственные способности, такие как логическое мышление, творческое мышление, аналитические навыки и навыки принятия решений. STEM-технологии помогут ребенку освоить цифровые технологии, научиться работать с простыми компьютерными программами, программировать и создавать простых лего-роботов. Кроме того, ребенок разовьет навыки сотрудничества и командной работы, умение общаться и делиться идеями с другими детьми. Важным аспектом использования STEM-технологий в ДОУ является поддержка интереса ребенка к научным знаниям и мировоззрению, а также формирование уверенности в своих собственных силах и способностях. В итоге, ребенок, познающий STEM в ДОУ, получит возможность расти как всесторонне развитая личность, готовая к успешной адаптации в современном информационном обществе.

Литература

  1. Волкова, О.Н. STEM-технология в дошкольном образовании [Текст] / О.Н. Волкова // Интерактивная наука, № 6 (82), 2023, c. 28-29.
  2. Гордеева, В.В. Возможности STEM образования в развитии инженерного мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Гордеева и др. // Актуальные проблемы педагогики и психологии, том 3, № 3, 2022, c. 5-9.
  3. Ибраева, Э.С. Развитие интереса к STEM-образованию у детей предшкольного возраста в системе дополнительного образования [Текст] / Э.С. Ибраева и др. // Перспективы науки и образования, № 1 (61), 2023, c. 276-290.
  4. Иванова, Н.В. STEM — образование как инновационный подход в развитии дошкольного учреждения [Текст] / Н.В. Иванова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, № 3 (205), 2022, c. 178-183.
  5. Корецкий, М.Г. Развитие STEM-подхода в Pоссии и мире [Текст] / М.Г. Корецкий и др. // Гуманитарные и социальные науки, № 4, 2022, c. 148-153.
  6. Ломаева, М.В. Роботизированные игрушки и математическое развитие дошкольников в контексте STEАM образования [Текст] / М.В. Ломаева // Проблемы современного педагогического образования, № 76-3, 2022, c. 159-163.
  7. Суханова, О.А. Применение STEM-технологии в современном дошкольном образовании [Текст] / О.А. Суханова и др. // Интерактивная наука, № 8 (84), 2023, c. 31-32.
  8. Церковная, И.А. Возможности STEM-образования в развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста [Текст] / И.А. Церковная // Физико-математическое образование, № 2 (12), 2017, c. 156-160.

Для цитирования: Колесник, Ю.Е. Об авторском пособии «Использование STEM как современной образовательной технологии в работе педагога ДОУ» [Электронный ресурс] / Ю.Е. Колесник, Е.В. Шапарь // Научно-методический онлайн-вестник «Эксцельсиор!». DOI: 10.61726/3824.2024.33.35.001